Содержание

Предисловие

Новое летоисчисление

Образование губернии

Северная война

Соборы и храмы XVIII

Новые города XVIII в.

Просвещение XVIII в.

Культура XVIII в.

Г.А. Потемкин

Первоисточники

Важнейшие даты

 

 

Календарь

 

 


Вас приглашает Смоленщина

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

smol18.itgrade.ru № по популярности в Смоленске

   ►Просвещение XVIII в.

После присоединения Смоленского края к России были вновь открыты православные церкви и монастыри, при некоторых из них начали работать школы. По приданию, в одной из таких школ (при Вознесенском монастыре в Смоленске) воспитывалась дочь смоленского стрелецкого полковника Наталья Нарышкина, будущая мать Петра I.

С началом преобразовательной деятельности Петра I особенно ощутилась потребность в грамотных чиновниках, офицерах, служителях культа. Для их подготовки стали открываться новые учебные заведения.

В 1711 году для подготовки священнослужителей в Смоленске была открыта архиерейская школа. В 1728 году епископом Смоленской епархии стал Гедеон Вишневский. Человек высокообразованный и энергичный, он много сделал для развития на Смоленщине культуры и просвещения. Архиерейская школа была преобразована в Духовную семинарию. Для нее на территории Авраамиевского монастыря в Смоленске было построено несколько двухэтажных зданий, в том числе и здание для «изрядной библиотеки». Были открыты духовные училища в Белом, Дорогобуже, Рославле и Вязьме. Преподавателями в семинарию и училища приглашались лучшие выпускники Киевской и Московской духовных академий.

В 1716 году появились воспитанники Навигацкой школы. Они стали учителями основанной в городе цифирной школы для детей солдат и приказных. Её поместили у Блонья, на полковом дворе около Копыцких ворот. Педагогам полагалось жалование «по гривне на день на человека из губернских доходов, также дрова, свечи, инструменты, без чего пробыть невозможно». В школе завели учебную библиотеку. Часть книг подарил смоленский митрополит Варлаам, владевший собранием из 354 книг (к сравнению, у воронежского владыки их имелось всего 69).

Со смертью Петра I и воцарением Екатерины I сенаторы и губернаторы стали подводить итоги минувшего царствования. Выяснилось, что за время петровских преобразований огромная страна потеряла треть населения.

В правление императрицы в городе возникла духовная семинария. В ней в 1728 г. обучалось 35 учащихся. Обеспокоенная начавшимися после смерти Петра I происками поляков, царица указала установить строгий надзор за «римскими ксендзами», въезжающими на Смоленщину. В упомянутом году опубликовали и повеление, «чтобы смоленские дворяне не посылали детей своих в Польшу и Литву для учения, но отдавали их в русские школы в Москву и Киев».

Воцарившаяся вскоре императрица Анна Ивановна первоначально старалась радеть о подданных. Войн не велось и люди вздохнули посвободнее. Императрица даже повелела ежегодно выделять на ремонт крепостных стен 1185 рублей. Но вскоре город оказался под Высочайшим подозрением.

После смерти покровительницы Бирона, ряда изменений в высших столичных сферах, власть оказалась в руках императрицы Елизаветы Петровны. «Яко по крови ближняя» - она «отеческий наш престол всемилостливейше восприять соизволили» - объявляли в 1741 г. по церквам привезённый из столицы Манифест.

За короткое время только в семинарии и имевшейся при ней школе число воспитуемых возросло на сто пятьдесят человек. К 1747 г. насчитывалось уже 667 учеников. В середине десятилетия появилась отдельная гарнизонная школа для сержантских и солдатских детей. Рост грамотности населения мог существенно помочь градской жизни. Однако большой пожар 1747 г. уничтожил дома, лавки, цейхгауз, днепровский мост, казенный соляной магазин. Как следствие, поднялась цена на соль. Стесненным в средствах отцам семейств стало не до образования детей.

Ставшая, после убийства мужа, всевластной императрицей Екатерина II заявила, что «от руки Божией приняла всероссийский престол». Управление страной она предпочла вести руками губернаторов.

До 80-х годов в России продолжала существовать введенная Петром I система образования, готовившая кадры для духовенства и для гражданской и военной службы. В 1780-х годах продолжались поиски новых форм организации учебного дела. В каждой губернии открывались Главное народное училище (в губернском центре) и Малые народные училища в уездных городах. В 1784 году Главное училище было открыто в Смоленске. Следом за ним были открыты Малые народные училища в уездных городах Поречье. Вязьме, Гжатске, Рославле. Сычевке. В училище принимались дети всех сословий.

В 1786 г. основали четырехклассное народное училище. Занятия являлись бесплатными и добровольными. При этом учителям запрещалось «пренебрегать детей бедных родителей, но всегда иметь в памяти, что они приуготовляют члена обществу». Училище открыли к годовщине коронации императрицы. Первый набор составили 48 учеников из упразднённой городской школы. Начало занятий в одноэтажном каменном доме недалеко от моста через Днепр почтили своим присутствием губернатор, смоленский митрополит, другие первые лица управления.

Отдельной дворянской школы не имелось. В открытом иностранцем частном пансионе «вся учебная деятельность состояла в сокращённом преподавании всех наук». Юношество главным образом учили говорить по-французски и танцевать. Плата за обучение составляла 100 рублей в год. Дворяне роптали, но платили. На освобождавшиеся места всегда имелись ожидающие. Поэтому власти в 1795 г. предприняли меры к расширению в здании главного народного училища помещений для занятий.

 

 

Хронометр

 

 

Фотогалерея

 

 

Предисловие - Новое летоисчисление - Образование губернии - Северная война - Соборы и храмы XVIII в. - Новые города XVIII в. - Просвещение XVIII в. - Культура XVIII в. - Г.А. Потемкин - Первоисточники - Важнейшие даты

Смоленский промышленно-экономический колледж

2011 © Gorohov Vlad & Stas
При перепечатке ссылка на сайт обязательна! Связь с авторами сайта