Содержание

Предисловие

Новое летоисчисление

Образование губернии

Северная война

Соборы и храмы XVIII

Новые города XVIII в.

Просвещение XVIII в.

Культура XVIII в.

Г.А. Потемкин

Первоисточники

Важнейшие даты

 

Календарь

 

 


Вас приглашает Смоленщина

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

 ►Культура XVIII в.

Культура Смоленщины 18 века

Бурные преобразования начала 18 века, проведенные Петром I, затронули все сферы жизни, в том числе, и Смоленщины. Не обошли они градостроительство и культуру.

 

Градостроительство

Первоначальное приграничное положение Смоленска определяло его население и характер застройки. Основную часть населения составляли военнослужилые люди. Расселялись они в густо застроенных слободах. В центральной части города располагались дворы смоленской шляхты и купечества. Застройка почти сплошь была деревянной. Один из иностранцев отмечал, что Смоленск «каменных домов, как и всюду в Московии, почти не имеет, а деревянных в нем очень много».

Каменными в Смоленске были, кроме крепости, до десятка церквей и два казенных здания. Лучшее из них — здание Приказной избы (до конца XVII века в нем размещалась городская ратуша) находилось в центре города на Торговой площади. Оно было увенчано башней, на шпиле которой был водружен двуглавый орел.

От Торговой площади к слободам расходились улицы, некоторые из них имели булыжные или деревянные покрытия.

Каменные работы в городе на рубеже XVII — XVIII веков были связаны в основном с ремонтом крепостной стены. Велся он под наблюдением московских зодчих. По их же чертежам по указу Петра I к началу XVIII века на территории женского монастыря был построен каменный Вознесенский собор (ныне в нем размещается выставочный зал).

В 1677 году на месте разобранного «Мономахова собора» началось строительство нового Успенского собора под руководством московского зодчего Алексея Королькова. К 1740 году собор был построен. Это выдающийся памятник архитектуры, построенный по образцу московских соборных храмов. Высота его от основания до креста 70 метров.

С середины XVIII века началось строительство каменных сооружений Троицкого и Авраамиевского монастырей. В Заднепровской части города была построена Нижне-Никольская церковь — один из лучших памятников барокко.

Крупным и богатым городом была Вязьма. Ее центральной частью являлась построенная в 1630-е годы новая крепость» протяженностью более километра с шестью каменными башнями. В ней располагались боярские и дворянские дворы, большинство храмов. В городе насчитывалось до 30 улиц и несколько слобод.

На вклады московских государей в 1630—1650-е годы при Иоанно-Предтеченском монастыре были построены удивительной красоты и изящества Одигитриевская церковь и надвратная Вознесенская церковь. В 1670-х годах в центре Вязьмы был построен главный храм города — Троицкий собор.

Замечательным памятником архитектуры в стиле барокко является построенная в 1730-х годах в Гжатской пристани 5-главая Казанская церковь.

Широко велось храмовое строительство и в сельской местности. С 1701 по 1750 годы здесь было построено более 150 церквей. До нашего времени сохранились только две из них: построенные в стиле барокко Преображенская церковь в селе Леонтьево и Никольская церковь в селе Потапово Вяземского района.

Строительство храмов сопровождалось их оформлением. Ярким примером высокого художественного уровня является иконостас Смоленского Успенского собора, выполненный украинскими мастерами-резчиками.

Позолоченный, с витыми колоннами и поярусными карнизами, обрамляющими иконы, он был исполнен в стиле украинского барокко. Иконостас весь состоит из растительного орнамента и размещенных среди него скульптур.

 

Строительство храмов сопровождалось их оформлением. Ярким примером высокого художественного уровня является иконостас Смоленского Успенского собора, выполненный украинскими мастерами-резчиками.

Позолоченный, с витыми колоннами и поярусными карнизами, обрамляющими иконы, он был исполнен в стиле украинского барокко. Иконостас весь состоит из растительного орнамента и размещенных среди него скульптур.

В Историческом Музее в Москве и Русском Музее Санкт-Петербурга выставлены изделия стекольно-хрустального завода братьев Немчиновых, поражающие своими высокими художественными качествами: чистотой и прозрачностью хрусталя, изумительной игрой граней и великолепно исполненной гравировкой рисунков. Этот завод был основан в середине XVIII века в Дорогобужском уезде и вскоре стал центром художественного стекольного производства на Смоленщине. Его продукция была настолько популярна в России, что Мануфактур-коллегия заказала заводу для дворца императрицы Елизаветы Петровны изготовление посуды.

Славилась Смоленщина и своими художественными ремеслами: ювелирным, золотошвейным, резным по дереву, кружевным и др.

В 1780 г. Екатерина II наметила Смоленск местом встречи с Римским (австрийским) императором Иосифом II. Поэтому казавшиеся невзрачными строения быстро снесли за счет казны. Вокруг площади Блонье (когда-то служила городским выгоном для скота) стали благоустраивать территорию. К приезду царицы генерал-губернатор князь Н.В. Репнин построил за Никольскими воротами общественный театр. Императрица могла полюбоваться «российской комедией с хором». Епископ Парфений поручил иеромонаху И. Шупинскому написать историю Смоленска для поднесения государыне. Это был обобщающий письменный труд, заключавший в себе сведения о прошлом города.

Постепенно изменялся вид города. Современник отметил: «С открытия Смоленской губернии строения как казённого, так и партикулярного столько приумножилось и ещё беспрестанно вновь производится, что город Смоленск ныне великую против прежнего имеет разность; большие и широкие улицы всегда в чистоте содержатся, не малую также делая оному красоту».

В 1787 г. Екатерина II вновь посетила Смоленск. Прибытие повелительницы страны сопровождалось салютом. Все три дня она посвятила приёмам губернских чиновников, одетых в мундиры красного сукна, а также городских властей, духовенства, купечества. Для дворянства устроили бал, «на котором было до трехсот дам в богатых нарядах; они показали нам до какой степени внутри империи дошло подражание роскоши, модам и приёмам, которые встречаешь при блистательных дворах европейских» - записал в своих «Записках» граф де Сегюр.

 

 

Хронометр

 

 

Фотогалерея

 

 

Предисловие - Новое летоисчисление - Образование губернии - Северная война - Соборы и храмы XVIII в. - Новые города XVIII в. - Просвещение XVIII в. - Культура XVIII в. - Г.А. Потемкин - Первоисточники - Важнейшие даты

Смоленский промышленно-экономический колледж

2011 © Gorohov Vlad & Stas
При перепечатке ссылка на сайт обязательна! Связь с авторами сайта