Содержание

Предисловие

Новое летоисчисление

Образование губернии

Северная война

Соборы и храмы XVIII

-Успенский собор

-Нижне-Никольская церковь

-Благовещенская церковь

-Богоявленская церковь

-Одигитриевская церковь

-Троицкий собор

-Казанская церковь

-Покровская церковь

 -Иоанна Предтечи церковь

Новые города XVIII в.

Просвещение XVIII в.

Культура XVIII в.

Г.А. Потемкин

Первоисточники

Важнейшие даты

 

 

Календарь

 

 


Вас приглашает Смоленщина

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

smol18.itgrade.ru № по популярности в Смоленске

 ►Соборы и храмы XVIII в.

 

Строительство храмов всегда было связано с наличием многих факторов, причем не только религиозного или политического характера. Важную роль играло состояние общества: уровень благосостояния граждан, организованность, моральные и нравственные устои, взаимосвязи, необходимость в «добром слове» или участии… Особое место в истории Смоленска занимает ранний период проникновения христианства и православной культуры. Он был не столь коротким, как нам сегодня представляется. История древнего мира спрессована в нашем сознании. Вот и этот период в истории Смоленска, который умещается на нескольких страницах учебника, был долгим и плодотворным. Он оставил нам в наследство великолепные памятники древней культуры - православные храмы.

 

Как известно, в X веке Смоленск добровольно вошел в подчинение Киевскому государству, сохранив относительную самостоятельность в форме вечевого устройства. До середины XI века Смоленск управлялся киевскими наместниками, собиравшими со смолян дань. После смерти киевского князя Ярослава в 1054 году Смоленск впервые получил своего князя, им оказался Вячеслав – четвертый сын Ярослава. С появлением княжеских наместников, а позже – князей существенно меняется жизнь в Смоленске, изменяется и географическое положение города. Наместники и князья начинают селиться на левом берегу Днепра, в местности, которая получила историческое имя «Смядынь». С временем княжения христианина Вячеслава Ярославовича связано быстрое распространение православия в Смоленской земле.

Официально христианство проникло в Смоленскую землю в 1013 году, когда «святой Владимир крестил всю землю смоленскую в 6521-е лето», пишет Нестор. Правда, некоторые историки считают, что это произошло несколько раньше – около 990 года, когда в Смоленске останавливался проездом из Киева в Новгород митрополит Киевский Михаил.

В первое время храмы в Смоленске строились по типу киевских. Первый каменный храм Успения Богородицы 1 мая 1101 году заложил Владимир Мономах. Он же учредил в Смоленске епископию. Первым епископом Смоленским был Симеон. Но все же наибольшую известность получил епископ Мануил, «ученый грек», который возглавил епископию в 1137 году, после ее повторного подчинения князем Ростиславом Мстиславовичем Переяславльской епископии. На Смоленской земле появляются монастыри и церкви, что еще более упрочивало положение Смоленска, но уже в большей мере как центра просвещения.

В XII веке в Смоленске построено 4 церкви: Бориса и Глеба на Смядыни (впоследствии давшая основу Борисоглебскому монастырю), Петра и Павла, св. пророка Боговидца Илии, св. чудотворцев Козьмы и Демьяна. Церковь Бориса и Глеба была построена на Смядыни, вблизи места гибели Глеба – сына киевского князя Владимира. При князе Романе Ростиславовиче (1160 – 80) на Смядыни были построены: храм Иоанна Богослова и церковь св. Василия.

Свирская церковь – церковь Михаила Архангела (Архистратига) была построена в период княжения Давида Ростиславовича в конце XII века (1180 – 1197). Чуть раньше по заказу князя Романа Ростиславовича была построена церковь Иоанна Богослова (60-е годы). Эти храмы отличались такой красотой, что любители церковной архитектуры издалека приезжали в Смоленск для их осмотра. О церкви Михаила Архангела в Ипатиевской летописи 1197 года говорится, что такой церкви «несть в полунощной стране, и всем приходящим к ней дивитися зело изрядной красоте ея, иконе златом и серебром, и жемчугом, и камениям драгим украшены». В XII веке церковь Михаила Архангела была самым богато украшенным и изысканным храмом на севере Руси.

В архитектурном плане Свирская церковь принадлежит к типу башнеобразных храмов, известных в Приднепровье в конце XII – начале XIII века. Это единственный сохранившихся к настоящему времени из десяти смоленских храмов такого типа. На северной стене северного притвора, на откосах заложенных балок, между окнами барабана до сего времени сохранились фрагменты росписи XII века.

Всего в домонгольский период в Смоленске было построено 26 храмов. К сожалению, к настоящему времени сохранились только 3, остальные разрушены, в основном, в период до XVIII века. После опустошительной войны 1812 года в Смоленске остались целыми только 3 храма (Успенский собор, Покровская церковь, нижний придел храма и в честь преп. Сергия в церкви Вознесенского монастыря). 6 других сохранившихся к этому времени храмов были сожжены, остальные разорены и разграблены.


Журнал "Смоленск" №11 (91)
http://www.journalsmolensk.ru/12-92/08/Hram.PHP

 

Почти все остальные смоленские церкви были построены в XVIII веке, что само по себе придает городу определенный стиль. Главная и самая заметная церковь Смоленска — Успенский собор — строился почти сто лет, заложен в 1677 году, закончен в 1772. Стоит на Соборной горе и виден из многих точек города, в том числе с левого берега Днепра. Когда-то на этом месте стоял собор, построенный еще Владимиром Мономахом. Он был разрушен во время штурма Смоленска польскими войсками в 1611 году. Новый собор получился удивительным образом сочетающим древнерусский стиль и барокко. Сохранилось все богатое внутреннее убранство, в том числе огромный пятиярусный иконостас (1730-е — 1740-е годы, автор резьбы, и, возможно, икон — Сила Трусицкий с помощниками) в стиле украинского барокко. Собор вполне справедливо считается одной из самых красивых церквей России. В Успенском соборе хранится икона Смоленской Богоматери. Оригинальная икона византийского письма, привезенная из Чернигова Мономахом, пропала бесследно в 1941 году, сейчас на ее месте находится список, присланный в Смоленск Борисом Годуновым и также почитаемый чудотворным. В настоящее время функционирует как кафедральный собор. К собору ведет лестница (1766 — 1767, архитектор Обухов). Рядом на Соборной Горе находятся также составляющие единый комплекс с Успенским собором Богоявленский собор (1781—1787) и архиерейский дом (вторая половина XVIII века) с церковью Двенадцати Апостолов и церковью Кирилла и Мефодия. На северном склоне горы (Большая Советская улица) стоит церковь Благовещения (1779), сильно пострадавшая в 1943 году. На южном склоне — церковь Иоанна Предтечи (1703, весь верхний ярус перестроен в 1780-х годах. На юго-восточном склоне горы (улица Красный ручей) — Амвросиевский родник, считающийся святым источником.
 

Восточнее Соборной горы, прямо у крепостной стены (у башни Веселуха) находится Покровская церковь (1789—1799, улица Тимирязева, 5), к которой пристроена духовная семинария. Если пойти вдоль стены, улица Тимирязева выведет к Преображенскому Авраамиеву монастырю (мужскому), основанному еще в 1210е годы. Первым настоятелем монастыря был позже канонизированный Авраамий. Хотя монастырь был разграблен и поляками во время оккупации в XVII веке, и французами в 1812 году, он на протяжении веков играл значительную роль в жизни города, содержал большую библиотеку, в XVII и XVIII веках тут находилась Смоленская духовная семинария. После революции монастырь был закрыт и превращен к колонию, а в 1943 году практически полностью разрушен. В 1998 году передан церкви. До нас дошла Спасо-Преображенская церковь (середина XVIII века, улица маршала Жукова, 22), сооруженная в стиле, близком к барокко. Если от Днепра подниматься не вдоль стены, а по улице Красный Ручей, и тут же свернуть налево на улицу Фурманова (обе на асфальтированы), придем к Георгиевской церкви (1782, улица Фурманова, 33а, действующая) ярко-красного цвета, построенной в переходном стиле от барокко к классицизму. От нее замечательный вид на Соборную гору.

Если же подниматься по Большой Советской, оставляя Соборную гору слева, за ней, в доме 9, будет Троицкий собор (1672—1675) в стиле барокко бывшего Троицкого монастыря, а через дорогу — колокольня. В церкви сейчас размещается музей смоленского льна. Другая сохранившаяся церковь Троицкого монастыря — церковь Зачатия Анны (1767), по размеру поменьше Троицкого собора. Следующий поворот направо (первая асфальтированная улица после начала подъёма, улица Козлова) выводит к зданиям бывшего Вознесенского монастыря. Главное здание ансамбля — Вознесенский собор (1692—1694, улица Коненкова, 9а) Считается, что он был построен по проекту Петра Первого, и церкви Смоленска, возведенные в XVIII веке, так или иначе повторяют его черты. Сейчас в соборе выставочный зал. Рядом с ним — церковь Ахтырской Богоматери, а к собору пристроена Екатерининская церковь (1764/1765). Если же не сворачивать на улицу Козлова, а на следующем перекрестке пойти направо по улице Ленина, единственной пешеходной улице Смоленска, по четной стороне обнаружится лютеранская кирха (1858—1869) между двумя домами причта (1910). Наконец, последняя церковь в пределах крепостной стены, также с видом на Соборную гору — Воскресенская церковь (1765, от Днепра надо подниматься по улице Войкова) Эта церковь стоит совершенно обособленно, далеко от прочих достопримечательностей.
 

Выше самого верхнего моста через Днепр находятся две действующие церкви: Крестовоздвиженская (XVIII век, Ново-Московская улица, на правом берегу) и бывшая кладбищенская Спасская (1766, Окопная улица, 1, на левом берегу). Южнее центра на углу улиц Урицкого и Памфилова (идти от площади Смирнова по улице Тенишевой) можно найти польский католический костел (конец XIX века, улица Урицкого, 8). Еще три церкви расположены на правом берегу Днепра. Рядом с церковью Петра и Павла (около железнодорожного вокзала, см. выше) находится Варваринская церковь (1753—1757, действующая), необычная для Смоленска двухэтажная церковь с шатровой колокольней и двумя крыльцами. Через мост от крепостной стены, на правом берегу Днепра, стоит Нижне-Никольская церковь (1745—1748, улица Беляева, 4а, действующая), двухэтажная в стиле барокко, с крыльцом. Около нее — колокольня (1810е годы) с пристроенной в 1901 году псевдоготической часовней. Наконец, за железной дорогой, на углу улиц Толмачева и Фрунзе, среди новой застройки, сохранилась Верхнегеоргиевская церковь (1810, улица Толмачева, 2, действующая).
http://www.mccme.ru/putevod/67/Smolensk/smolensk.html
 

 

Хронометр

 

 

Фотогалерея

 

 

Предисловие - Новое летоисчисление - Образование губернии - Северная война - Соборы и храмы XVIII в. - Новые города XVIII в. - Просвещение XVIII в. - Культура XVIII в. - Г.А. Потемкин - Первоисточники - Важнейшие даты

Смоленский промышленно-экономический колледж

2011 © Gorohov Vlad & Stas
При перепечатке ссылка на сайт обязательна! Связь с авторами сайта