Содержание

Предисловие

Новое летоисчисление

Образование губернии

Северная война

Соборы и храмы XVIII

Новые города XVIII в.

Просвещение XVIII в.

Культура XVIII в.

Г.А. Потемкин

Первоисточники

Важнейшие даты

 

Календарь

 

 


Вас приглашает Смоленщина

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

smol18.itgrade.ru № по популярности в Смоленске

 Новое летоисчисление

20 декабря 1699 года был издан именной указ Петра I "О праздновании Нового года", который предписывал производить счисление лет не "от сотворения мира", а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах.

В день 1 января, когда по старому летоисчислению шел 7208 год, по введенному новому летоисчислению наступал год 1700-й. Согласно правительственному предписанию, празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. В Петровском указе также писалось: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...". Украшать же деревья Петр I повелел по образцам, выставленным в Гостином дворе. На Красной площади были назначены фейерверки - "огненные потехи" и велено было "по дворам стрелять из пушек и мушкетов и пускать ракеты". С 1 по 7 января обывателям Москвы приказали по ночам повсеместно "поддерживать огни" из дров, хвороста или соломы, жечь смолу в бочках. Одним словом, создавать праздничную иллюминацию любыми способами.

Смоленщина продолжала оставаться приграничным краем Русского государства. Местная шляхта, от которой во многом зависела безопасность западной границы, пользовалась особым вниманием и покровительством правительства.

Высшее руководство шляхтой, как и всей Смоленской территорией, осуществлял особый Приказ княжества Смоленского.

С конца 1680-х Смоленск жил устоявшимися привычками. По времени сначала солили огурцы. Радовались садовым урожаям, дергали на грядках морковь и репу, жали на небольших нивках рожь и овес, потом рубили капусту для квашения. В Крещение ходили на Днепр с крестным ходом на Иордань. Молились, смотрели как епископ выгонял из воды беса. Весной праздновали Пасху. По воскресеньям, средам и пятницам в центральной части и в Заднепровье народ хлопотал возле торговых рядов. Среди них имелись железный, сенной, меховой, москательный, юфтевый, овощной, мясной, рыбный, мучной. Традиционно в послеобеденное время замирала вся жизнь. Полагалось сном взбодрить силы перед вечерней работой. Незначительный рост податей тоже не воспринимался слишком обременительным – при порубежном торге существовать было можно. Тем более что с 1697 г. через Днепр начали возводить мост. 1710 бревен понадобилось на строительство. Для этого дела, а также на работы по завершению нового собора нанимали артели. За труд изрядно платили. Для удобства строители устраивали общий котел. Выдавали для этого рожь, толокно, солод пшеницу, горох, снетки, масло конопляное, соль, сухари, изредка – мясо. В праздничные и воскресные дни с утра шли в церковь, радовались веселому перезвону с колоколен. Из столицы приходили известия о кончине очередного царя. Тогда перезвон сменялся на медленный, суточный, заунывный. Потом с амвонов объявили, что на троне короновали сразу двух царевичей. Вернувшиеся из столицы говорили о появившейся «царь-девице», правительнице Софье. Но это было далеко, в Москве. Казалось, что мирное, благословенное житие пришло в город навечно.

Приехавшие в 1695 г. во главе с подьячим Посольского приказа Иваном Федоровым землемеры тоже мало кого насторожил. Они мерили берега Днепра, лазили к источникам впадающих в него речек и речушек, вычерчивали карту неоглядной реки. А вскорости – случился Азовский поход на турок. Он явился кровавым и малоудачным. Старые люди напомнили, что не спроста в 1690 г. накатилась на край нескончаемая туча прожорливой саранчи. Они как предупреждение гнева божьего восприняли неожиданно налетевшую в 1697 г. бурю. Она своротила дощатые кровли на стенах и башнях крепости. Сорвала половину соборной крыши. К тому же в 1699 г. рано по утру навеяла на Смоленск тень мрачная – несколько времени под натиском дьявольских сил «гибло» солнце. Бог тогда спас мир от кары небесной. Священники толковали о людской греховности. Но им не слишком верили: и земли посадские монастыри под свои надобности захватили, и вино га свои нужды курили (порой им и приторговывая), и кельи монастырские, ради пустынножительства возведенные, в роскошные палаты превращали. Один только Смоленский архиерейский дом имел во владении 843 двора, да Авраамиев монастырь правил 148-ю, да и иные богомольцы тоже «по малости» набирали порядочно подневольных деревень.

Однако хоть и шли толки о пришествии Антихриста, но все казалось, что случится сие не к данному времени. Молодого царя Петра Смоляне впервые увидели в августе 1708 г. Наполнив возы сибирскими мехами, Великое посольство отправилось толковать с цесарцами и немцами. Уговаривали воевать с безбожной Оттомаской Портой. Предлагали освобождать Гроб Господень. Затем самодержец не показывался в крае долго. Слышно было, что он собственноручно рубил непокорным стрельцам головы. Заточил в монастырь единокровную сестру. Снова ратился с турками. С великим стыдом ушел из-под Нарвы. Бросил там шведам полки, пушки, пороховые и боевые припасы. Смоленск он в то время воспринимал как город малонужный, ссылочный. Когда под Псковом провинился бездельем полуполковник Михайло Шеншин, его «бив плетьми снем рубашку», послали простым солдатом к берегам Днепра. Тягостные ожидания наиболее прозорливых жителей оказались не напрасны. Большая война, пусть не с турками, а шведами, началась. «Боярин и военный свидетельственный кавалер» Борис Петрович Шереметев, усилив свои части смолянами, ходил в 1700 г. в Балтийское поморье. Там «с шведы был у него бой, и шведов многих побил и в полон побрал». На Смоленщине всё оставалось спокойным. Здесь о государственных событиях узнавали лишь по кликам глашатаев на базарах. Каждый раз монаршие дела оказывались связанными с новыми поборами. В государственную торговлю взяли продажу пеньки, сала, воска, льняного семени, икры, поташа, соли, смольчуга, ревеня, дёгтя, щетины. Потом в «заповедные товары» добавили конопляное масло и рыбий клей. Купечеству торговать оказывалось нечем - все в свои цепкие руки забирала казна. С крестьян за въезд и выезд из города полиция требовала по две деньги. Привоз любого товара в город обкладывался рублёвой пошлиной. Возникли новые требования: на покупку немецких седел, на расходы по Походной канцелярии, на приобретение фуража драгунским лошадям, на провиант по Смоленской губернии, на «галерную резьбу и достройку галер», на фураж артиллерийским походным лошадям и т. д. Налоги требовали с извозчичьих хомутов, с перевозов, за веники, за хождение в русском платье. Собирали отчисления с продажи пива, кваса, сбитня, мёда, пива. Одеваться, при снежных русских морозах, Пётр I приказывал в штаны до колен, в чулки и короткие башмаки. Для поддержки науки покупал за морем сушеных и заспиртованных крокодилов. Издавал указы о том, как готовить сапожную кожу. Определял ширину тканых холстов. Распоряжался тем, в каких гробах хоронить умерших. Городскому населению, которое противилось брадобритию (признак «блудодейственного обычая») за сохранение природного мужского облика также установили денежный сбор. Поскольку А. Меншиков с возрастом потерял свою привлекательность, а тяготение к семейной жизни у Петра I сохранялось, он взялся за свадьбы. Первая женитьба оценивалась пошлиной в 11 алтын, вторая - в 22, а третья - в 33 алтына. Неповиновение, «всякий бунт, возмущение или упрямство без всякой милости имеет быть виселицей наказано» - заботливо предупреждал монарх подданных. Разрешил Преобразователь немногое, в том числе ввоз табака. Того самого, за курение которого при его деде рвали ноздри, а при отце били на площади кнутом, ссылая в Сибирь и дальние города вторично пойманных за употреблением богомерзкого зелья. Смолянам начало казаться, что пришли предсказанные в церковных книгах последние времена.

 

 

Хронометр

 

 

Фотогалерея

 

 

Предисловие - Новое летоисчисление - Образование губернии - Северная война - Соборы и храмы XVIII в. - Новые города XVIII в. - Просвещение XVIII в. - Культура XVIII в. - Г.А. Потемкин - Первоисточники - Важнейшие даты

Смоленский промышленно-экономический колледж

2011 © Gorohov Vlad & Stas
При перепечатке ссылка на сайт обязательна! Связь с авторами сайта